ГлавнаяСтатьиАудио → 11 признаков качественной композиции
Источник: pz-rec.ru

11 признаков качественной композиции

Музыкальный вкус - понятие индивидуальное. У каждого из нас могут быть свои музыкальные пристрастия и представить себе музыкальную композицию, которая понравится всем - невозможно. Однако в музыкальной индустрии данное понятие достаточно четео определено. Качество композиции определяется по 11 основным параметрам. Соответствие записи данным параметрам не может дать 100% гарантии, что Ваша композиция станет хитом. Однако несоответствие хотя бы одному из данных критериев снижает шансы записи на успех в тысячи раз.

1. Концепция (тема)

Также известна как «настроение», «поток», «аура», в зависимости от ваших представлений. Концепция обычно определяется как чувство или идея, которая переносится на остальные десять параметров музыкальной композиции. Песни довольно различны между собой по содержательности или связности концепции. В одних – концепция ясна и определенна, в других она может быть «отсутствующей». Ваша задача - составить связную и определенную концепцию. Например, громко кричащая перегруженная гитара оказывается не к месту в балладе, или эффект фленджера – в прямолинейном рок-н-ролле. Иногда кто-то хочет использовать эффект, который он уже слышал в другой песне, но он оказывается не к месту в данной песне. Исследования соответствия и связности всех аспектов песни важны для последующего устранения выявленных недостатков. Что еще более важно, такие исследования могут привести к появлению новых свежих идей.

Позитивная концепция (тема) – «целостная», «связная», «комплексная». Негативными оценками могут быть – «механическая», «предсказуемая». 

2. Мелодия

Описать способы оценки мелодии словами - достаточно сложная задача. Стоит отметить, что мелодия не должна быть слишком "суетливой" или слишком простой. Также она не должна нарушать авторского права. Ещё одна характерная ошибка - импровизация в припеве. Она наиболее часто встречается у джазовых исполнителей. В этом случае хорошим вариантом может быть сыграть (спеть) мелодическую линию в первом же припеве.

Позитивные оценки мелодии – «цепляющая», «красивая», «интересная». Негативные – «суетливая», «банальная», «упрощенная», «надоедливая», «хаотичная». 

3. Ритм

Существуют целые области ритмов, изучаемые в музыкальной теории. Как бы то ни было, даже если вы не знаете ничего о ритмах, есть по крайней мере одна вещь, которую вы можете оценить: ритм – «слишком суетливый» или «слишком простой»? Любой может почувствовать надоедливость или излишнюю сложность ритма. Если вы «засыпаете» при прослушивании – необходимо немного оживить ритм. Наоборот – если вас сбивает с толку – ритм необходимо немного «вычистить». Еще одной распространенной ошибкой является то, что одна часть ритма не стыкуется с другой, например, гитарная партия отстает от клавиш. Хорошая идея -проверить вариации ритма в разных частях песни. Например, попробовать изменить партию ударных в первом брейке или в переходной части. В припевах можно попробовать соответственно поменять гитарную партию. Но может случиться, что ритмические изменения в разных частях песни не работают, звучат непривлекательно. Тогда необходимо спросить себя: «а мне это действительно нужно?» Прослушивание вокала может дать ключ к пониманию правильности темпа.

Позитивные оценки ритма – «интригующий», «простой». Негативные – «слишком простой», «надоедливый», «неправильный», «разобщающий». 

4. Гармония

Даже если вы ничего не знаете о структуре аккордов, обращениях, голосоведении – все равно, если с гармонией что-то не так – это можно почувствовать. Помимо анализа конкретных нот, вы можете поэкспериментировать относительно количества частей и их расположения в миксе. Не забывайте о бэк-вокале. Вы можете записать два дубля одного и того же трека, расположив их в левый и правый динамики, получив полное стерео. Вы можете записать три дубля и расположить их слева, по центру и справа. Затем записать еще три дубля и т.д. Можно смикшировать тридцать дублей в два отдельных трека, получив эффект «Хора храма Мормонов». Рекомендуется, по меньшей мере, продублировать запись бэк-вокала.

Позитивная оценка гармонии -наличие множества частей, уникальной аккордовой последовательности. Негативная – «слишком простая», «переполненная», «несоответствие аранжировки». 

5. Слова

На удивление много хитов имеют довольно тупые тексты. Смысл текста оставим на вашей совести. Одним из самых важных моментов является ритмическая корректность текстов. Во многих музыкальных жанрах (например, в рэпе) это критично. Обратите внимание на песни, которые вам нравятся. Наверняка, далеко не во всех из них есть рифма в каждой строчке, однако они "звучат" именно за счет ритмической корректности текста. Всегда задавайте себе вопрос: «есть ли в моем тексте строки, имеющие слишком много (мало) слогов?».

Позитивные оценки текста: «сердечный», «искренний», «обдуманный», «ритмичный», «поэтичный» и «лирический». Негативные – «банальный», «шаблонный», «избитый», «абсурдный». 

6. Аранжировка

Термин «аранжировка» используется для указания плотности аранжировки, т.е. количества звуков в песне в каждый конкретный момент, включая количество звука в каждой полосе частот. Главный аспект в оценке аранжировки – разряженность и плотность. Добавление нот и звуков – наилучший способ заполнить микс. Можно использовать двукратную и трехкратную запись одной и той же партии. Можно дублировать партии другими инструментами или потребовать переиграть какую-то часть. Использование эффектов, таких как дилей, фленджер и реверб, тоже помогает заполнить микс. Запись в стерео со множества микрофонов также повышает заполняемость. Как бы то ни было, основная проблема аранжировки – это ее слишком большая плотность и необходимость в ее вычищении. Существуют группы, которые записывают 48 треков только потому, что оборудование предоставляет такую возможность или потому что они могут это сделать! Тратя при этом зря свое и студийное время. Хотя между динамиками недостаточно места для всех этих звуков, они все же хотят, чтобы они там были, потому что они, видите ли, их создали. Чаще всего необходимо вычищать аранжировки, по соображениям чистоты. Часто исключение некоторых треков (muting) из некоторых частей песни приводит к большей чистоте. Особенно упомянутая техника полезна при микшировании стилей хип-хоп и техно. На более детальном уровне можно выявить излишки звука в определенном частотном диапазоне. Можно попробовать переиграть какую-то часть песни в другой октаве или в другом обращении.

Позитивные оценки арранжировки – «разбросанная», «полная», «собирается и разрушается» или «меняется интересным способом». Негативные – «слишком надоедливая, монотонная», «слишком полная», «имеет слишком много инструментов в определенном частотном диапазоне» или «слишком тонкая».

7. Инструментал

Если со звучанием инструмента что-то не то, можно, конечно, попытаться сделать все возможное при сведении, уже после того, как наложены все эффекты, но важно сразу же распознать плохое звучание, чтобы изменить его. Например, у вас есть барабанная установка, которая звучит плохо – попробуйте арендовать хорошую. Убедитесь, что все пластики – новые. Также, необходимо быть уверенным, что с гитарным звуком все в порядке – все гитары должны быть отстроены правильно. Нет необходимости гитаристу использовать одну и ту же гитару при записи всего альбома. Одолжите или арендуйте гитары для записи – совершенно нормальным считается использование различных гитарных текстур.

Нужно быть уверенным, что все усилители звучат хорошо – к тому же, нет необходимости использовать только один усилитель при записи всего альбома. Особенно эффективно использование «Y»-кабеля для посылки сигнала от одной гитары в два различных усилителя. Запись гитары с двух усилителей на два различных трека дает множество различных звуковых комбинаций, помогая найти уникальный саунд. Вы также должны быть знакомы со всеми звуками, которые способны дать ваши синтезаторы, чтобы не тратить время, перебирая все 5000 пресетов. Существует множество по-настоящему уникальных и причудливых звуков, которые могут быть использованы. В наши дни доступны множество этнических перкуссионных инструментов. Вы можете также создавать новые звуки, используя синтезатор или компьютер. Вы можете также сэмплировать некоторые необычные натуральные звуки для использования их в качестве инструментов. Расположенные низко в миксе, некоторые необычные звуки могут хорошо его заполнить, даже в большинстве обыкновенных песен. 

Позитивные оценки инструментала – «уникальный», «необычный», «новый». Негативные – «точно такой же, старый». 

8. Структура песни

Под структурой понимается порядок и длина частей песни (вступление, куплет, припев, брейк, переход, импровизированный аккомпанемент). Следите за тем, чтобы данные части не были затянуты и согласованы между собой.

Позитивная оценка – «отличная от других», негативная – «слишком простая, обычная».

9. Исполнение

Существует пять основных аспектов исполнения, на которые необходимо обращать внимание: слух, темп, техника исполнения, совершенство, решительность.

Слух

Необходимо следить за строем всех инструментов. Существует два уровня восприятия строя:

  • Совершенный слух – когда вы можете распознать точную ноту или частоту звука. Некоторые люди могут назвать частоту (например, 440 Hz), когда они слышат ноту, однако такой навык встречается редко. 
  • Относительный слух – т.е. способность отличать высоту звука относительно предыдущего – встречается гораздо чаще и особенно важен. Необходимо иметь и развивать в себе способность к относительному слуху. Хотя большинство людей рождаются с этим навыком, может случится так, что природа вас обделила. Но не отчаивайтесь – этот навык можно воспитывать и развивать – существует множество компьютерных программ и курсов по его развитию. Особенно важно различать высоту каждой ноты в начале, середине и конце ее звучания. Это достигается путем концентрации внимания. Концентрированность приходит с практикой. Довольно трудно указать, какая нота звучит фальшиво в целом длинном риффе. Хорошо, если вы можете указать, занижена она или завышена, но часто в этом нет необходимости. 

Темп

Другой важный навык – распознавание стабильности темпа. Некоторые люди рождаются с отличным восприятием темпа. Но большинство склонны ускоряться или запаздывать. Невзирая на технику исполнения, необходимо серьезно сконцентрироваться на вариациях темпа. Есть несколько моментов, когда темп обычно меняется при исполнении. Барабанщики обычно ускоряются при исполнении torn roll. Группы обычно ускоряются к концу драйвовой песни. Некоторые люди – фанатики стабильности темпа, и постоянно выискивают способы для его поддержания, во чтобы то ни стало. Как бы то ни было, если темп плавает, необходимо уделить стабильности повышенное внимание. Один из способов – дать в наушники звук метронома.

Техника

Существует специфичная техника исполнения, которую музыканты должны изучить для каждого инструмента, и она очень сильно зависит от исполняемого стиля. Например, существует особая техника исполнения на каждом барабане, входящем в состав установки. Для гитаристов тоже существует множество секретов мастерства. Некоторые люди должны приводить с собой педагога по вокалу, чтобы тот помогал во время сессии. 

Динамика

Есть два типа динамики, над которыми можно работать. Во-первых, необходимо взглянуть на изменение громкости звука во время исполнения. Она может оказаться слишком динамичной – когда диапазон изменения громкости слишком велик. Или слишком стабильной – все звучит как синтезатор или драм-машина. Важно быть уверенным, что изменение громкости происходит в соответствии с музыкальным замыслом песни. Во-вторых, необходимо обсудить уровень эмоциональной интенсивности каждого момента в песне. Как и динамика громкости, она может быть слишком большой, слишком скучной или просто несоответствующей. Например, певцы иногда поют с большой интенсивностью в начале песни, вместо того, чтобы приберечь ее к концу. С другой стороны, во время исполнения может не хватать эмоциональности и чувства. Проверка динамики исполнения может помочь установить, что вы на самом деле хотите. 

Совершенство

Вам не следует позволять продолжать исполнение, если оно вас не «заводит». По крайней мере, не исполняйте музыку, если вам не нравится манера исполнения. Если вы уверены, что каждое отдельное исполнение – превосходно, по крайней мере, в ваших глазах, шансы того, что вся запись будет хороша -резко возрастают. Проблема с совершенством состоит в том, что оно не имеет пределов. Нормально воспринимайте ситуацию, что, как только вы достигнете совершенства, вы тут же обнаружите способ, как его улучшить. Вне зависимости от обстоятельств все хотят определенного уровня качества. Как бы то ни было, после достижения этого уровня, все еще существуют возможности для его улучшения, зависящие от времени, бюджета, назначения проекта и вашего опыта.

Разные люди ценят свою музыку за различные ее качества. Например, панк-группы фокусируются на энергетике в ущерб качеству звука. R&B группы заботятся о пространственности звучания. Джазовые ансамбли могут подчеркнуть взаимодействие между исполнителями. Все эти качества определеют, приемлимо исполнение в целом, или нет. Часто бесполезно оттачивать аспект, которому вы придаете наименьшее значение. И наоборот, критически важно заострить внимание на тех аспектах, которые вы цените больше всего.

Решительность

Когда музыканты говорят: «Хорошо, достаточно» - чаще всего они просто устали или впали в уныние. Не забывайте, что, чтобы достичь чего-то вообще, нужно всегда затратить какие-то усилия, и что профессиональные музыканты часто тратят несколько дней, чтобы достичь нужного уровня исполнения. Некоторые музыканты, наоборот, настроены черезчур решительно, и никак не могут остановиться, пытаясь отточить технику исполнения. Однако такой подход может привести к тому, что запись никогда не будет закончена.

10. Качество оборудования и звукозапись

Под качеством оборудования понимается качество только оборудования звукозаписи, в противоположность качества музыкальных инструментов (как это рассмотрено в «Инструментале»). Вы должны быть уверены что все оборудование не только наилучшего качества, но и, что даже более важно, в рабочем порядке. Под качеством записи понимаются такие вещи, как ее уровень (ни слишком высокий, ни слишком низкий), техника обращения с микрофонами, отсутствие посторонних шумов и искажений.

Позитивные качества записи – «присутствие» и чистота. Негативные – шумная, искаженная, нечистая. 

11. Сведение (микширование)

Сведение  – это очень небольшая часть того, что должно быть сделано для получения хорошей записи. Тем не менее, это один из самых мощных инструментов, поскольку он может использоваться, чтобы скрыть слабости, полученные на других стадиях записи. 

По материалам Д. Гибсона

Комментарии
Sevgi (2013-06-13 05:33:48)

I want to send you an award for most hlepufl internet writer.

Отправить комментарий

защитный код