ГлавнаяСтатьиАудио → Коммутация: выбираем кабели
Источник: http://pz-rec.ru/

Коммутация: выбираем кабели

В современном процессе записи звука учувствует большое количество устройств. Чтобы все эти устройства работали совместно – необходима связь между ними.  В самом простом случае, сигнал берет начало в микрофоне и, проходя свой путь через микрофонный кабель, отправляется на предусилитель звуковой карты. Повторюсь – это самый простой случай: один микрофон, одноканальная запись без приборов динамической обработки и без внешних микрофонных предусилителей. Чем больше приборов, тем длиннее путь от источника сигнала до устройства записи, тем большие изменения претерпевает наш исходный сигнал. Отсюда возникает вопрос – способен ли акустический кабель значительно влиять на количество потерь сигнала и уровень внешних помех?  Если да, то возможно стоит подумать о покупке дорогого кабеля для своей студии?

Уверен, будь вы любитель, профессионал, меломан, звукорежиссер или композитор - вы уже успели задаться этим вопросом. Действительно - имеет ли цена акустического кабеля решающее значение при его выборе? Способен ли  плохой кабель сузить частотный диапазон сигнала и добавить посторонних шумов нашей записи? Даже в самом простом случае, приходиться думать над выбором микрофонных кабелей или же тех, что соединяют выход звуковой карты со студийными мониторами.

Если задуматься всерьез над этим вопросом, начать поиски ответа на различных форумах,  посвященных  музыке и звуку, может создастся удручающее впечатление - многие спорящие даже не пытаются взглянуть на вопрос с точки зрения своих оппонентов. Участники громко выставляют свои знания напоказ, пытаясь убедить всех остальных в своей исключительной правоте и непреклонности.

Итак, почему же одни, так рьяно доказывают другим целесообразность использования именно дорогих кабелей?

Давайте сразу расставим все точки над i. Почему мы задались таким вопросом? Потому, что мы хотим сохранить исходный звук с минимумом возможных искажений, максимально уменьшить потери в сигнале при передаче его от микрофона к микшеру или предусилителю, от выходных разъемов нашей звуковой карты до мониторов.

Есть ли фундаментальная разница между дешевыми и дорогими кабелями?

Нет! Каждый кабель – и дешевый, и дорогой - сделан из одних и тех же материалов. При всем многообразии типов, все кабели имеют сходную конструкцию. В центре располагается один или несколько проводов, каждый из которых покрыт слоем изоляции. Провода, вместе с текстильной прокладкой, помещены в экранирующую обмотку. Самый верхний слой - изоляция. Провода недорогих кабелей делаются из меди. Дороже стоит медь бескислородная (получается из обычной путем переплавки под высоким давлением) В кабелях самой высокой ценовой категории используется золото или серебро.

Так как студия у нас небольшая, то все проблемы, связанные с потерями сигнала в кабеле решаются просто – достаточно использовать балансное подключение.

Устройство кабеля: балансное подключение

В этом случае, необходим кабель, состоящий из двух или трех проводников.

Сигнал в кабеле подается по сигнальному проводнику, по другому проводнику подается тот же сигнал, но инвертируемый по фазе. Оба проводника имеют одинаковое сечение, поэтому сигнал в них претерпевает одинаковые изменения. Приемник, будь то, к примеру предусилитель, «складывает» сигналы с обоих проводников. При сложении, противоположных фаз – получается тишина, а оставшиеся помехи и наводки вычитаются из сигнала, полученного приемником на входе. Именно поэтому и целесообразно использовать данную схему в нашей студии. В роли преемника, кстати, выступает предусилитель.

Самый слабый сигнал, имеющий место в нашей студии, течет по пути «микрофон - предусилитель». Здесь разумное решение проблемы – сделать этот путь максимально коротким и использовать описанное выше балансное подключение. Очень важным аспектом является качество пайки в соединениях. Кстати, в настоящее время в продаже имеются обжимные разъемы – они вообще не требуют пайки.

Обжимной разъем

Другая категория кабелей нашей студии - межблочные. Эти кабели передают сигнал, к примеру, от выхода предусилителя на вход аудиокарты. Они же используются для подключения внешних приборов: компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов или эффект-процессоров. На этом этапе, также необходимо использовать балансное подключение, а длину кабелей, сводить к минимуму

Подводя итоги, уясним для себя несколько правил, которые помогут нам в дальнейшем:

  1. Используем, где это возможно, балансное подключение, позволяющее нам, свести помехи к минимуму.
  2. Помним, что каждая помеха не появляется сама по себе, у нее обязательно есть источник. В качестве устройств - источников помех могут служить компьютерные мониторы, системные блоки, холодильники, пылесосы, телевизоры, причем, приборы  эти могут находиться на достаточном удалении от нашего оборудования, даже в соседних комнатах. Между прочим, самым сильным источником помех является сварочный аппарат, но, к счастью, его появление вблизи нашей студии - случай весьма редкий. Теперь имейте в виду, если вы никак не можете найти причину непонятно шипения в ваших мониторах во время записи, загляните в соседнюю комнату, возможно включенный в ней телевизор и есть источник всех ваших бед.
  3. Сводим длину кабеля к минимуму, не нужно держать 10-ти метровый моток микрофонного провода «про запас», если расстояние от источника звука до приемника составляет всего три или четыре метра.
  4. Внимательно следим за уровнем сигнала при записи. Он не должен быть слишком низким, значения -4 или -3 децибела - будут правильным решением.
  5. Не забываем следить за тем, чтобы кабель не скручивался и не переламывался, не наступаем на него и не давим ножкой стула. Акустические кабели не должны пересекаться и их нужно располагать на достаточно удаленном расстоянии друг от друга.

Придерживаясь этих простых правил, мы сможем защитить наш звуковой тракт от нежелательных помех и губительных наводок, и даже если такие появятся – мы знаем, как с ними бороться.

Помните, хорошая коммутация важна не меньше хорошей аппаратуры. Будьте, аккуратны!

Отправить комментарий

защитный код