ГлавнаяСтатьиАудио → Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)
Источник: pz-rec.ru

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)

Автор: Илья Бузовир

Введение

Прежде чем разбирать подробно такой сложный процесс, как мастеринг, нужно хотя бы примерно определить, что же это такое и для чего нужно. Зачастую многие музыканты, любительски занимающиеся обработкой звука, и начинающие звукорежиссеры не относятся серьезно к мастерингу, не понимая собственно, для чего он нужен. Я слышал даже такое определение, что мастеринг нужен для того, чтобы исправить ошибки сведения! Это не совсем так. Во время мастеринга конечно исправляются некоторые ошибки сведения, но эта фонограмма уже считается браком и может быть отправлена на пересведение, так как не все ошибки можно исправить… Это уже на совести звукорежиссера, который занимался сведением. Основная же задача мастеринга – подготовить фонограмму или несколько фонограмм к коммерческому тиражу. То есть это процесс как технический, так и художественный. Начиная от приведения фонограммы к единым техническим стандартам и заканчивая художественными изменениями звучания, чтобы фонограммы на диске звучали как единый альбом!

Единый процесс мастеринга можно разделить на несколько составляющих: предварительный анализ фонограммы, эквализация, компрессия, работа со стереобазой, работа с эксайтером, создание акустического пространства фонограммы, максимизация, дизеринг и запись на диск. Этих этапов может быть как намного больше, так и меньше, некоторые могут не понадобиться, а без некоторых, наоборот, не обойтись. Самое главное понять, что мастеринг для каждой фонограммы обязательно должен быть индивидуален, так как это такой же творческий процесс, как и написание самой музыки.

Анализ фонограммы

Прежде чем приступить непосредственно к мастерингу фонограммы, всегда необходимо для начала ее проанализировать. Анализ фонограммы позволит вам выявить все ее недостатки и дефекты и позволит иметь представление о том, как вы будете работать с этой фонограммой дальше. Так же при анализе фонограммы могут выявиться такие дефекты, которые невозможно исправить. В таком случае фонограммы обычно возвращают заказчику с отказом от выполнения работы.

Существует несколько способов анализа фонограмм:

  • Слуховой анализ позволит вам выявить дефекты и изъяны фонограммы, которые отчетливо воспринимаются на слух. Это могут быть щелчки, шумы, долговременные искажения сигнала, маскировка одного инструмента другим и т.п.
  • Визуальный анализ. Визуальным анализом называют визуальное отображение волновой формы вашей фонограммы в окне программы-редактора. С помощью визуального анализа можно выявить недостатки, которые нельзя выявить на слух. Это могут быть кратковременные перегрузки цифрового сигнала, которые отображаются красным индикатором на регуляторе уровня, так же кратковременные щелчки и выпадения сэмплов и многое другое.
  • Спектральный анализ. Это анализ с помощью спектроанализатора. Этим способом можно увидеть провалы и подъемы полос частот. Я крайне не рекомендовал бы вам работать с mp3 файлами, но если вы все же будете работать с ними, то вы должны быть готовы к тому, что у фонограммы будет завал на высоких частотах и от него невозможно будет избавиться.
  • Фазовый анализ. Одно из обязательных технических условий мастеринга – это полная моносовместимость сигнала. То есть в фонограмме не должно быть противофаз. Фазовый анализ как раз и позволяет выявить противофазы в вашей фонограмме. Произвести фазовый анализ можно с помощью коррелометра. Коррелометр – это прибор, который отображает информацию о фазовом соотношении левого и правого каналов стереосигнала. Мелкое хаотичное движение метки около нуля означает идеальное соотношение фаз левого и правого каналов. Смещение метки в сторону +1 характерно для хорошо сбалансированной фонограммы. А вот смещение метки в сторону -1 означает наличие противофаз, то есть при воспроизведении этой фонограммы в моно режиме, произойдет изменение баланса компонентов фонограммы, все противофазные сигналы не будет слышно. Некоторые звукорежиссеры используют прием противофазного воспроизведения моносигнала. Звучит это действительно красиво, добавляется объем, фонограмма расширяется, но такая фонограмма сразу же становится мононесовместимой! При воспроизведении такой фонограммы по радио или по телевизору, на котором только один динамик, вы услышите совсем не то, что слышали в студии. Следует так же помнить, что пользуясь любыми расширителями стереобазы, мы смещаем по фазе один из каналов, поэтому пользоваться такими приборами нужно очень осторожно, и обязательно с включенным коррелометром.

Очень важно выявить все дефекты фонограммы в самом начале мастеринга. Если же вы обнаружите тот или иной дефект в середине или в конце работы, то всю работу придется начинать сначала. Существует три основных вида дефектов фонограммы:

  • Шум. Шумом называется сигнал, присутствующий в фонограмме, но не связанный с ней и мешающий ее нормальному восприятию. Шумы бывают полезные и паразитные. К полезным шумам относятся, например, шум педали рояля, шуршание пластинки или магнитофонной ленты, звук трения пальцев о струны гитары на грифе и тому подобные шумы. Полезные шумы могут носить случайный характер, а могут использоваться для придания фонограмме некоторого художественного оттенка. Например, шум пластинки придаст фонограмме небольшой ретро-оттенок, а шуршание людей в зале и в оркестровой яме погрузит слушателя в атмосферу зрительного зала. К паразитным же шумам относятся все остальные шумы, никак не относящиеся к вашей фонограмме (стройка за окном студии, скрип педали большого барабана или хай-хета и т.п.)
  • Искажения. Искажением называется сигнал, присутствующий в фонограмме, связанный с ней, но мешающий ее нормальному восприятию. Бывают нелинейные искажения, частотные, временные и т.д. Самый распространенный вид искажений – это нелинейные. Они имеют вид гармоник, которые возникают вследствие перегрузки цифрового сигнала, и воспринимаются на слух как неприятный скрежет и шелест. От искажений избавиться очень сложно, а от нелинейных искажений вообще невозможно, поэтому если вам в руки попала такая фонограмма, то она либо останется с искажениями, либо возвращается заказчику.
  • Импульсные помехи. К импульсным помехам относятся кратковременные перегрузки, щелчки и т.п.

Итак, приступим непосредственно к анализу. Лично я для мастеринга пользуюсь программами Wave Lab 6 и Adobe Audition 3. Обе они хороши по-своему, в каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому я не буду сейчас начинать вечный спор о том, какая программа лучше. Я просто приведу пример анализа фонограммы на этих программах, а дальше каждый будет работать на том продукте, к которому он привык, и который для него самый лучший в мире!

Как в Wave Lab так и в Adobe Audition существует функция глобального анализа фонограммы. С помощью глобального анализа можно получить практически все технические данные о фонограмме. Это максимальный и минимальный уровни сигнала, среднеквадратическая громкость (RMS), сведения о действительной разрядности файла, средний тон фонограммы, сведения об ошибках, выпадениях сэмплов, динамическом диапазоне и др. Чтобы выполнить глобальный анализ трека в программе Wave Lab 6 нужно в меню Analysis выбрать пункт Global Analysis. В Adobe Audition 3 эта функция находится в меню Window и носит название Amplitude Statistics.

Помимо этого анализатора в этих программных продуктах так же есть Volume/Pan Meter, Frequensy Analysis и Phase Analasis (Phase Scope). Их можно найти в тех же меню. С их помощью можно наблюдать частотный спектр фонограммы, соотношения фаз и уровней левого и правого каналов, уровень сигнала в каналах и среднеквадратическую громкость.

Итак, анализ фонограммы закончен, дефекты и недостатки выявлены и можно приступать непосредственно к самому процессу мастеринга. И начнем мы его с эквализации.

 

Продолжение

Комментарии
Евгений Семёнов (2012-03-26 07:45:46)

Друзья, спасибо вам огромное за текст. Буду учиться. Очень интересно.

Отправить комментарий

защитный код