ГлавнаяСтатьиАудио → Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 3)
Источник: http://www.pz-rec.ru

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 3)

Автор: Илья Бузовир

Продолжение статей:

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 2)

Компрессия

Прежде чем начать разбирать подробно работу с компрессором при мастеринге, необходимо в начале разобрать работу с компрессором в принципе… Очень часто я на практике замечал, что многие музыканты совершенно не знают, что делать с компрессором! То есть они знают, что он делает звук плотнее (точнее, что он должен делать звук плотнее), но что значит плотнее, они не понимают. В результате, включая в цепь обработок своей гитары (или просто работая со звуком на компьютере) компрессор и не слыша изменений в звуке, музыкант начинает хаотично крутить ручки, выставляя совсем уж экстремальные значения и получая в результате либо абсолютно плоский звук, либо вообще не получая никаких изменений в звучании. На самом деле с компрессором, как и с любым другим прибором звуковой обработки, нужно работать очень осторожно. Нужно абсолютно точно знать, за что отвечает каждая регулировка и представлять себе, что происходит со звуковой волной, когда вы меняете ее параметр.

Итак, общее назначение компрессора в мастеринге - это увеличение плотности звучания фонограммы, которое достигается за счет уменьшения динамического диапазона этой фонограммы (отношение самого высокого уровня к самому низкому), общее увеличение параметра RMS (среднеквадратическая громкость или реальная громкость фонограммы), возможная тонкая коррекция полос частот. Последнее достигается только в случае использования многополосного компрессора, о котором будет написано ниже.

Что касается настроек компрессора, то они отличаются от тех настроек, которые вы обычно делаете для каждого инструмента во время сведения фонограммы. Первое, что нужно сделать – это определить номинальный уровень вашей фонограммы. Это максимальный уровень без учета пиков. Определив номинальный уровень фонограммы, вы должны определиться, насколько плотнее вы хотите сделать звучание, и, исходя из этого, установить порог срабатывания компрессора (threshold). Допустим номинальный уровень фонограммы -6 дБ, вы хотите сжать динамический диапазон на 3 дБ. Значит, порогом срабатывания должен быть уровень -9 дБ.

Следующим этапом, по идее, должна стать настройка коэффициента компрессии, но при мастеринге обычно параметр Ratio устанавливается эмпирически, и делают это предварительно установив время срабатывания прибора и время восстановления. Многие малоопытные звукорежиссеры или музыканты, увлекающиеся обработкой звука часто устанавливают параметр времени срабатывания компрессора (Attack) близким к нулю. Этого делать категорически нельзя. Ведь время срабатывания компрессора – это время, через которое прибор начнет работать после превышения порогового значения, а установив это время на близкое к нулю значение или ноль, Вы рискуете срезать все пики и сгладить атаки, которые есть в фонограмме. Это может в корне поменять характер исполняемого произведения, сделать его звучание плоским и неправдоподобно ровным. Поэтому время атаки подбирают таким образом, чтобы сохранить атаку и сжать основной звук инструментов.

Что касается времени восстановления компрессора (Release), обычно его оставляют большим (около половины секунды) чтобы работа компрессора не была так заметна, а звучание фонограммы стало помягче.

Теперь, сделав все эти настройки, можно определиться с коэффициентом компрессии (Ratio). Коэффициент компрессии – это отношение обработанного компрессором сигнала к необработанному. Если вам нужно сильно сжать динамический диапазон фонограммы, параметр ratio нужно устанавливать от 4:1 и выше. Для мягкой компрессии подойдет параметр 1,5:1 или 2:1.

Если Вы хотите на выходе из компрессора увеличить общую громкость звучания Вашей фонограммы, нужно воспользоваться регулировкой make up. Она позволяет установить, на сколько децибел увеличится общий уровень фонограммы на выходе из прибора. Не забывайте так же, что на выходе вашего мастерингового река стоит лимиттер и при сильном усилении он начнет обрезать нужные вам пики.

Так же в некоторых компрессорах есть регулировка под названием input gain. Это регулятор уровня сигнала, который только поступает на обработку в компрессор, так что пользоваться им следует очень осторожно. Увеличивая уровень входного сигнала при работающем компрессоре, вы дополнительно уменьшаете динамический диапазон вашей фонограммы. Обычно использование этой настройки оправдано при очень низком уровне обрабатываемого сигнала.

Все эти советы по настройке компрессора – это только советы! Никто не исключает случаев, что Вы сделаете все совсем наоборот, и у вас получится шедевр. Кроме того, для разных музыкальных стилистик, компрессор нужно настраивать по-разному. Вы просто должны усвоить, что четкое представление того, что вы делаете, и того, что вы в результате хотите получить, даст в итоге хороший результат.

При работе с многополосным компрессором Вы как бы работаете с несколькими компрессорами, но каждый из них работает в своей полосе частот. Соответственно настройки везде идентичны. Параметры attack и release общие для всего прибора, а вот значение threshold и ratio индивидуальны для каждой полосы.

В многополосных компрессорах так же часто присутствует кроссовер, позволяющий выбрать определенные полосы частот для обработки.

Многополосный компрессор обычно используется для тонкой коррекции частотной характеристики фонограммы. В отличие от эквалайзера, он не усиливает ту или иную полосу частот, а изменяет ее динамический диапазон так, чтобы обрабатываемая полоса вышла на первый план в фонограмме или наоборот, отошла на задний. Работать с многополосным компрессором довольно сложно, и он часто может принести больше вреда, чем пользы, поэтому прежде, чем включать этот прибор обработки в цепь, нужно хорошо подумать, будет ли оправдано его применение в данном конкретном случае или нет.

Многополосный компрессор может исправить такие проблемы, как маскировка одного инструмента другим или общая нехватка той или иной составляющей в фонограмме. В любом случае, правильно использование многополосного компрессора при мастеринге приносит меньше вреда фонограмме, чем использование эквалайзера для тех же целей.

Какой компрессор выбрать? Опять же, это дело вкуса. Есть компрессоры, с идеальным звучанием, работающие по идеальным математическим алгоритмам. Самый яркий пример таких приборов – это мастеринговая секция Izotop Ozone. Это очень качественный набор плагинов для мастеринга, работающих в 64-битном режиме. Есть так же компрессоры, которые имитируют какие-то реальные прототипы. Например, компрессоры фирмы TRacks или Nomad Factory серии Blue Tubes. Эти компрессоры имитируют реальные компрессоры, работающие на ламповых схемах. То есть они вносят в звук новые гармоники и искажения, а это очень меняет общее звучание фонограммы. Каждый компрессор обладает собственным звуком, неповторимой окраской, которая может сделать звучание вашей фонограммы либо лучше, либо наоборот, его испортить.

Хотелось бы отметить, что для разных стилей музыки желательно использовать разные приборы звуковой обработки. Для танцевальных стилей вполне подошел бы Izotop Ozone, для тяжелой музыки – компрессор, окрашивающий звук так, как это характерно для данного стиля, делающий его более агрессивным, плотным, для джаза – наоборот, дающий теплую окраску, подчеркивающую красоту звучания. Но не исключено, что выбор может быть полностью противоположным. Экспериментируйте, пробуйте разные плагины и в результате вы обнаружите, что ваша фонограмма может зазвучать так, как вы и представить себе не могли!

 

Продолжение.

Отправить комментарий

защитный код