ГлавнаяСтатьиАудио → Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)
Источник: www.pz-rec.ru

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)

Автор: Илья Бузовир

Продолжение статей:

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 2)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 3)

Работа со стереобазой

Иногда случаются такие ситуации, что фонограмма звучит как-то плоско и ей хочется добавить немного объема. Все звучит хорошо, плотно, прозрачно, но весь звук сосредоточен где-то в центре между громкоговорителями. Чтобы исправить ситуацию и сделать фонограмму более объемной, живой, нужно поработать с расширением стереобазы.

Что такое расширитель стереобазы?

Расширитель стереобазы или стереокартины позволяет как бы раздвинуть звук в стороны, фонограмма при этом начинает звучать объемней, а в некоторых случаях и прозрачней. Достигается это за счет увеличения разницы между правым и левым каналом. То есть все источники звука, которые находились не в центре панорамы, отодвигаются в стороны на расстояние, прямо пропорциональное значению расширения.

Но кроме плюсов расширителя стереобазы, у него есть и явные минусы. Расширяясь, стереокартина становится менее плотной, из-за увеличения разницы между каналами, фонограмма становится мононесовместимой. Поэтому прежде чем пользоваться расширителем стереобазы, нужно усвоить несколько правил.

Во-первых, применение расширителя стереобазы должно быть обоснованным. Если ваша фонограмма хорошо звучит и без расширения картины, но Вы хотели бы добавить ей немного объема, то в этом случае безопаснее будет воспользоваться ревербератором (о работе с ревербератором во время мастеринга мы поговорим ниже), чем намеренно искажать фазу звукового сигнала.

Во-вторых, если Вы все же решили работать с расширителем стереобазы, нужно всегда использовать коррелометр. Эта предосторожность позволит Вам во время работы с расширителем сразу же заметить появление противофаз и вовремя остановиться. Появление противофаз делает Вашу фонограмму мононесовместимой и при воспроизведении ее в моно режиме (например, при трансляции по радио или телевидению в моно канале), у Вас полностью пропадут те источники звука, которые находились в центре панорамы, а остальная фонограмма потеряет значительную часть низких и высоких частот, нарушится баланс инструментов и так далее. В общем ничего от того звучания, которое было, не останется.

В-третьих, работая с расширителем стереобазы, всегда прослушивайте фонограмму в моно режиме. Эта предосторожность позволит Вам выявить наличие противофаз на слух. Переключайтесь между стерео и моно режимами во время воспроизведения фонограммы при работающем расширителе. Кроме изменений панорамы, Вы не должны слышать никаких частотных искажений. Можно также попробовать включать и выключать расширитель стереобазы во время воспроизведения фонограммы в режиме моно. Если Вы не слышите никаких изменений в фактуре звука, то можно оставить настройки расширителя такими, какие они есть, а можно продолжать увеличивать разницу между каналами. Если же Вы слышите частотные искажения, потерю высоких частот, или проваливание каких-либо источников звука, нарушение баланса между инструментами, все эти признаки говорят о том, что Вы переусердствовали и в Вашей фонограмме уже присутствуют противофазы, даже если коррелометр их не показывает. В этом случае нужно вернуться на несколько значений назад и проверить звучание фонограммы заново.

Хочу отметить такой любопытный факт, что при работе с расширителем стереобазы всегда хочется добавить еще. И при этом всегда приходится возвращаться назад! Свои порывы нужно уметь сдерживать, иначе уже закончив работу, Вам придется возвращаться назад, на этап работы со стереобазой.

Есть еще один пример переусердствования с расширителем стереобазы. Когда коррелометр показывает плюс, на слух в моно и стерео режимах изменений нет, но фонограмма в середине совершенно пустая. Все источники звука расположены по краям стереокартины, а в центре совсем ничего нет или слышаться какие-то непонятные звуки, неопределенного происхождения. Это разрушение целостности фонограммы, и это явный признак того, что Вы переборщили с расширением стереобазы.

Еще раз повторюсь, не всегда использование расширителя стереобазы оправдано для Вашей фонограммы. Конечно, пользоваться этим прибором или нет, решать только Вам, но существует несколько примеров, для которых использование расширителя будет оправдано и поможет сделать звучание трека лучше:

  • Фонограмма звучит слишком плотно. Бывают случаи, когда инструментов много, все они звучат примерно из одного и того же места, звуковой картины как таковой нет. Создается такое впечатление, что музыканты сидят друг у друга на головах, и каждый старается переиграть оппонента. В этом случае можно попытаться добавить «воздуха» в фонограмму используя расширитель стереобазы. Звучание станет прозрачнее, инструменты «расползутся»  по сторонам и общий звук перестанет напоминать кашу из инструментов. Но даже работая в такой экстремальной ситуации, не нужно забывать о противофазах, возникающих вследствие работы с расширителем.
  • Фонограмма звучит слишком узко. Ну, в этом случае понятно, что если звучание у фонограммы узкое, вся звуковая картина разместилась на 30 градусах перед слушателем, нужно воспользоваться расширителем стереобазы. Старайтесь только, чтобы при расширении звуковой картины у вас не проваливалась ее середина.

Бывают случаи, когда звуковую картину Вашей фонограммы надо не расширить, а наоборот, сузить. Это называется сужением стереобазы, добиться этого можно с помощью все того же прибора. Достигается это путем уменьшения разности между левым и правым каналами. Здесь не нужно волноваться на счет возникающих противофаз, так как в этом случае эффект прямо противоположный.

Сужение фонограммы оправдано в следующих случаях:

  • Фонограмма звучит слишком широко. Бывает так, что вроде бы все нормально, но каждый инструмент звучит как бы по отдельности, фонограмме не хватает целостности, некой общности. Вот для достижения этой самой целостности, плотности звучания и используют сужение стереобазы.
  • В фонограмме отсутствует середина звуковой картины или середина провалена. В некоторых случаях можно заметить, что все инструменты в звуковой картине фонограммы расположены вокруг центра, а сам центр пустой. В этом случае можно сузить звуковую картину так, чтобы заполнить ее центр. Это добавит звучанию фонограммы плотности, но немного уменьшит ее объем.

Какой расширитель стереобазы выбрать?

Что касается того, какой же именно расширитель стереобазы выбрать, то я очень советовал бы Вам выбрать мастеринговую секцию BrainWorx. Это очень качественный плагин для мастеринга, с помощью которого Вы сможете отдельно прослушать левый, правый и, что особенно важно, центральный канал фонограммы. С помощью этого плагина Вы сможете работать с этими тремя каналами отдельно. На данный момент еще нет плагинов других фирм, которые смогли бы позволить разложить звук на три канала с последующей обработкой… В этот же плагин зашит и расширитель стереобазы. Единственный минус этого программного продукта – это его цена.

Brainworx

Как более бюджетный вариант расширителя стереобазы можно использовать плагин фирмы Nomad Factory серии Blue Tubes. Плагин называется Stereo Imager ST2S-3. Плагин достаточно неплохой и позволит сделать со звуковой картиной вашей фонограммы все, что вам нужно.

Nomad Factory Blue Tubes Stereo Imager ST2S-3

Каким бы ни был результат Вашей работы со стереобазой, прежде чем продолжать работу, обязательно проверьте еще раз, все ли у Вас нормально с фонограммой, нет ли противофаз. Это очень ответственный момент, и если Вы пропустите что-нибудь сейчас, то на следующих этапах придется переделывать всю работу.

 

Продолжение

 

 

 

Отправить комментарий

защитный код