ГлавнаяСтатьиАудио → Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 5)
Источник: http://pz-rec.ru/

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 5)

Автор: Илья Бузовир

Продолжение статей:

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 2)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 3)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)

Добавление высокочастотных гармоник

Прежде чем начать разбирать, зачем нужно добавлять высокочастотные гармоники в нашу фонограмму и как это сделать, нужно разобраться, что же такое гармоники в принципе. В музыкальной акустике гармоники встречаются повсеместно. В реальной жизни не существует источников чистого синусоидального звукового колебания. Каждый простой звук, будь то щипок струны гитары или удар по барабану, можно разложить на несколько составляющих. Это основной тон, то самое синусоидальное колебание определенной частоты, которое дает нам представление о высоте звука, и гармоники, по набору которых мы отличаем, к какому инструменту этот звук принадлежит. Собственно наличие гармоник в звуке и дает ему определенную окраску. У каждого инструмента свой неповторимый набор гармоник, принадлежащий только этому инструменту. Поэтому даже две абсолютно одинаковые гитары могут звучать по-разному.

Итак, наличие гармоник можно определить по наличию повторяющихся колебаний через определенные частотные промежутки, которые называются шагом гармоник. Например, если частота основного тона равна 200 Гц, то частота второй гармоники будет равна 400 Гц, а третей гармоники уже 600 Гц., то есть шаг гармоник равен частоте основного тона- 200 Гц.

Существует множество психоакустических приборов звуковой обработки, которые добавляют те или иные гармоники в звуковой сигнал. Эти приборы могут иметь разное назначение, например, психоакустический плагин от фирмы Waves MaxxBass предназначен для того, чтобы добавить низкочастотные форманты в фонограмму путем генерации гармоник. Дело в том, что человеческое ухо устроено так, что если оно различает повторяющиеся колебания через равные частотные промежутки (гармоники), то оно автоматически вычисляет частоту основного тона. И человек слышит частоту основного тона, даже если она не присутствует в фонограмме.

Waves MaxxBass

Waves MaxBass

Таким образом, с помощью обработки сигнала таким психоакустическим процессором  можно воспроизводить звуки низкой частоты (30-60 Гц.) даже на тех акустических системах, которые эту частоту технически воспроизводить не могут (наушники для плеера).

Если Вашей фонограмме требуется эта обработка, то в качестве прибора психоакустической обработки я бы посоветовал Вам плагины MaxxBass или Renaissance Bass от фирмы Waves. С их помощью можно задать частоту основного тона, который Вы хотите получить, а плагин создаст в Вашей фонограмме необходимое количество гармоник для достижения этой частоты, уровень которых можно отрегулировать.

Waves Renaissance Bass (RBass)

Waves Renaissance Bass (RBass)

Я бы советовал Вам пользоваться этим прибором только в самых крайних случаях, если в Вашей фонограмме действительно не хватает низких частот. Помните, что если Вы занимаетесь мастерингом на некачественных акустических системах, то нехватка низких частот в фонограмме может быть вызвана несовершенством этих акустических систем. В этом случае, пользуясь психоакустическими процессорами и добившись нормального звука на контрольных мониторах, можно получить слишком много низких частот на хороших громкоговорителях. По этому при работе с психоакустическими процессорами всегда пользуйтесь спектроанализатором, который подскажет визуально, где Вы допустили ошибку.

Существует еще один тип приборов звуковой обработки, который добавляет сгенерированные гармоники в звуковой сигнал. Это эксайтеры. Эксайтеры работают по другому принципу, они имитируют звук насыщения электронных ламп в цепи обработки звука. Эксайтер генерирует высокочастотные гармоники и добавляет их в исходную фонограмму, что придает звуку большую четкость, прозрачность, искристость.

Как и на любой стадии мастеринга, на стадии работы с эксайтером, Вам нужно решить будет ли оправдано использование этого прибора обработки, так как эксайтер относится к тем приборам, которые могут сделать звучание Вашей фонограммы как лучше, так и полностью его испортить.

Выбор эксайтеров среди современных VST-плагинов, как ни странно, очень не велик. Могу посоветовать вам эксайтер входящий в материнговый пакет Izotope Ozone и штатный эксайтер программы Wave Lab Spectralizer.

Izotope Ozone 4

Izotope Ozone 4

Steinberg Spectralizer

Steinberg Spectralizer

Основными настройками эксайтера являются следующие параметры:

  • Частота основного тона. Этой настройкой Вы задаете частоту основного тона, от которой будут создаваться новые гармоники. Чем выше номер гармоники, тем ниже ее уровень, поэтому основными гармониками считаются буквами вторая, третья и четвертая. Соответственно, если Вы выбираете частоту основного тона 4000 Гц., то частота второй гармоники будет равна 8000 Гц., третьей-12000 Гц., а четвертой 16000 Гц. Следовательно, Ваши гармоники будут находиться в частотной области от 8000 до 16000 Гц. Если Вам нужны более высокие гармоники, то частоту основного тона нужно брать выше, если более низкие – ниже.
  • Уровень второй гармоники. В настройках эксайтера Вы можете отрегулировать уровень второй гармоники. Категорически не советовал бы делать этот уровень очень высоким. Этим Вы можете нарушить частотный баланс фонограммы. Рекомендуется повышать уровень второй гармоники до тех пор, пока Вы не услышите изменений в высокочастотной области.
  • Уровень третей и четвертой гармоник. Эксайтер позволяет делать уровень старших гармоник выше уровня младших, хотя в природе это не возможно. Вы можете отрегулировать уровень третьей и четвертой гармоник по своему вкусу, добиваясь той звуковой насыщенности, которая необходима.
  • Соотношение необработанного звука к обработанному (MIX). Этой настройкой Вы можете отрегулировать отношение обработанного сигнала к необработанному. Даже если Вы установили высокое значение уровней гармоник, с помощью настройки MIX Вы можете уменьшить их общий уровень.
  • Solo. В режиме Соло Вы можете прослушать отдельно от всей фонограммы те гармоники, которые только что создали и отрегулировали с помощью эксайтера. Этот режим можно использовать, чтобы представлять себе, в какой именно частотной области Вы работаете и исходя из этого более точно настроить эксайтер.

Хочу предупредить: если Вы после обработки фонограммы эксайтером почувствовали, что фонограмма стала звучать слишком резко и четко, одновременно с яркостью появились ненужные высокочастотные артефакты, то от использования эксайтера лучше отказаться. Многие неопытные звукорежиссеры или музыканты, увлекающиеся обработкой звука, стараются напихать мастеринговый рек под завязку. Стараются обработать свою фонограмму как можно большим числом различных эффектов. Смею Вас заверить, от этого вашей фонограмме будет только хуже. Чем меньше стадий обработки пройдет фонограмма на пути к тиражу, тем меньше накопится в ней цифровых ошибок, соответственно, тем чище и прозрачней будет ее звучание. Необходимо использовать только те стадии обработки, которые точно сделают звук лучше. Если можно обойтись без эквалайзера, то нужно отключить эквалайзер. Если не нужен компрессор, Ваша фонограмма и так плотная, то компрессор из цепи обработки нужно исключить! Минимальная, но качественная обработка сделает звучание Вашей фонограммы чистым, прозрачным и красивым.

Продолжение

Отправить комментарий

защитный код