ГлавнаяСтатьиАудио → Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 6)
Источник: http://pz-rec.ru/

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 6)

Автор: Илья Бузовир

Продолжение статей:

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 2)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 3)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 5)

Реверберация

Реверберация в мастеринге вещь достаточно редкая. Редко встречаются фонограммы, в которых требуется применить этот эффект. Так случается потому, что реверберацией обычно обрабатывают отдельные треки во время сведения и в результате на мастеринг поступает фонограмма с уже необходимой долей реверберации. Но иногда бывают случаи, когда добавление реверберации в общий микс бывает не только просто оправдано, но и жизненно необходимо. А раз такие ситуации случаются, значит нам необходимо рассмотреть и эту стадию мастеринга.

А вообще, что такое реверберация и зачем она нужна? И что самое главное, как ей пользоваться? Реверберация – это явление полного затухания звуковой волны после выключения источника звука. Если источник звука выключен, то откуда же берутся затухающие волны? Правильно! Они отражаются от всех окружающих источник звука поверхностей. И чем больше площадь этих поверхностей – тем больше время реверберации. Принято считать, например, что вне помещения время реверберации равно нулю, так как все звуковые волны уходят в атмосферу, не встречая никаких препятствий.

Теперь давайте определимся со временем реверберации. Время реверберации – это время, в течение которого звуковая волна затухает на 60 дБ от своего максимального уровня. Реверберация это естественное явление для любого помещения, поэтому основная задача ревербератора искусственно смоделировать то помещение, которое Вам нужно.

Те, кто только недавно начал работать со звуком обычно используют ревербератор, как игрушку и добавляют реверберации слишком много, создавая какие-то нереальные акустические пространства. Так делать не стоит. Нужно помнить, что ревербератор нужен для того, чтобы погрузить вашу фонограмму в какое-то единое акустическое пространство, чтобы при ее прослушивании создавалось впечатление целостности игры разных инструментов. Конечно, ревербератор можно использовать и для реализации каких-либо художественных целей. В этом случае возможности ревербератора ограничиваются только Вашей фантазией. Но такие случаи достаточно редки, в основном все-таки ревербератор используют для погружения фонограммы в единую акустическую среду, будь то маленькая комната, большой концертный зал или стадион.

Достаточно часто на мастеринг приносят фонограммы, где некоторые инструменты звучат в совершенно разных акустических пространствах. Например, отлично звучащий концертный рояль, находящийся на заднем плане звуковой картины соседствует с абсолютно «сухой» гитарой. Или на фоне хорошо сбалансированного прозрачного звучания минусовой фонограммы звучит обильно обработанный ревербератором вокал. Если эти ошибки не были исправлены во время сведения, то Вы можете попытаться их исправить либо отказаться от работы и отправить фонограмму на пересведение. Так же бывают случаи, когда фонограмма слишком «сухая», и в этом случае добавление легкой реверберации в фонограмму добавит ей некоторого объема. С помощью ревербератора также можно переместить инструмент от слушателя в глубину звуковой картины, но это уже относится скорее к процессу обработки звука во время сведения и созданию звуковой картины.

Какой ревербератор использовать? Все зависит от того, чего Вы хотите добиться в итоге. Если Вы хотите просто добавить в фонограмму реверберации и послушать, что из этого получится (такой вариант тоже возможен), то Вам подойдет любой даже самый простой ревербератор. Если вы хотите поэкспериментировать с хорошей качественной реверберацией, то в этом случае я могу порекомендовать виртуальные ревербераторы, работающие по алгоритмам реальных аналоговых приборов. Из таких плагинов могу посоветовать блок из четырех ревербераторов от фирмы IK Multimedia Classic Studio Reverb и ревербераторы фирмы Lexicon, аналоги легендарных старых ревербераторов.

Ревербератор Lexicon

Ревербератор Lexicon

IK Multimedia Classic Studio Reverb

IK Multimedia Classic Studio Reverb

Но особое внимание я хотел бы уделить, так называемым, сверточным ревербераторам. Сверточные ревербераторы работают по принципу свертки реально записанных акустических характеристик разных помещений. В помещении, где происходит запись, воспроизводят простой дельта-импульс, и записывают отзвук самого помещения. Записанный звук конвертируют в специальную форму, которая называется сверткой данного помещения. По принципу свертки работают такие знаменитые гитарные процессоры, как Guitar Rig и Amplitube. Именно поэтому они звучат так правдоподобно. Точно так же и с реверберацией. Звук синтезированной реверберации и сверточной можно сравнивать как звуки сэмплера и синтезатора. Как бы хорошо и правдоподобно ни был синтезирован звук инструмента, реальный сэмпл все равно звучит лучше. Самое интересное, что используя сверточный ревербератор, свою фонограмму Вы можете погрузить в атмосферу театра Ла Скалла, сиднейской оперы или ГЦКЗ «Россия». Там же находятся свертки и акустического пространства всемирно известной студии звукозаписи Abbey Road, и просто хорошо звучащих помещений.

Обычно хороший ревербератор содержит в себе огромное количество настроек, в которых достаточно сложно разобраться, поэтому первое, что начинает делать новичок – это хаотично крутить все ручки и слушать, что же в итоге получается. В результате, смею Вас заверить, не получается ничего хорошего. Давайте же разберем несколько основных настроек, которые есть практически в каждом ревербераторе.

  • Reverb Time. Тут все просто, это время реверберации. То есть, как уже было сказано выше, время, за которое звуковые отражения затухают на 60 дБ. от максимального уровня звукового сигнала. Значение задается в секундах.
  • Pre Delay. Это время ранних отражений. Вся структура реверберационного процесса делится на две части. Это ранние отражения, которые представляют из себя первые отдельные отражения, приходящие от самых ближайших поверхностей (обычно нумеруются от первого до пятого), и диффузное поле, которое возникает при смешивании ранних и поздних отражений. В значении этого параметра кроется некий парадокс. Чем меньше время ранних отражений, тем дальше кажущийся источник звука. Соответственно чем больше этот параметр, тем источник звука кажется ближе. Давайте разберемся с этой непонятной пока ситуацией. Как так, ведь мы привыкли, что чем больше время реверберации, тем источник звука кажется дальше!? Это действительно так, но с ранними отражениями все наоборот. Представьте, что Вы находитесь в геометрически правильно кубической комнате. Вы стоите у одной из стен, а источник звука находится точно в центре комнаты. Соответственно первое отражение придет к Вам в уши по самому кратчайшему пути, отразившись от стены за Вашей спиной. Теперь представьте, что Вы подошли к источнику звука вплотную. Теперь первое отражение придет к Вашим ушам за большее время, чем в первый раз, ведь звуковой волне нужно пройти расстояние до стены и проделать весь путь обратно, чтобы попасть Вам в уши. Поэтому чем выше значение Pre Delay, тем ближе кажется источник звука. Параметр задается в миллисекундах.
  • Diffusion. Этим параметром Вы регулируете уровень вашего диффузного поля. Параметр обычно задается в процентах, где 100% это уровень диффузного поля равный уровню первого отражения.
  • Hi Cut. С помощью этой настройки можно ограничить частотный спектр реверберации по верхней частоте. Например, если значение этого параметра равно 8000 Гц, то в частотном спектре реверберации не будет частот, превышающих 8000 Гц, даже если  эти частоты есть в самой фонограмме.
  • Low Cut. С помощью этой настройки можно ограничить частотный спектр реверберации по нижней частоте. То же самое, что и Hi Cut, только наоборот.
  • Size. Этим параметром можно задать размер моделируемого помещения. Примечательно, что при изменении параметра размера помещения не меняется ни время реверберации, ни время ранних отражений, ни уровень диффузного поля. Меняется сама структура отражений, которая соответствует тому или иному размеру помещения.
  • Mix. С помощью этой настройки Вы выбираете соотношение обработанного звука реверберацией к необработанному. Значение задается в процентах.

Помимо этих настроек у каждого ревербератора есть свои собственные, назначение которых следует смотреть в документации к прибору или если это плагин, то в файле Help. Часто бывают ситуации, когда одни и те же функции, у разных плагинов,  называются по-разному, уточнение так же можно посмотреть в вышеуказанном файле.

Пользуясь ревербератором во время мастеринга, нужно быть очень осторожным и добавлять эффект понемногу, чтобы он скорее чувствовался, чем слышался. Если после использования ревербератора звучание вашей фонограммы стало мутным, фонограмма потеряла прозрачность и четкость, то от использования ревербератора лучше отказаться.

Продолжение

Отправить комментарий

защитный код