ГлавнаяСтатьиАудио → Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 7)
Источник: http://pz-rec.ru/

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 7)

Автор: Илья Бузовир

Продолжение статей:

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 2)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 3)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 5)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 6)

Максимизация громкости

Максимизация громкости фонограммы – это одна из ключевых целей мастеринга. Так же максимизация громкости является финальным этапом всего процесса мастеринга. Занимаясь этим процессом для достижения хорошего результата очень важно соблюдать правильную последовательность обработки звука. Если поменять местами, например, этап эквализации и компрессии, то эффект будет совсем другим, а это недопустимо в нашем деле. Так же и этап максимизации громкости обязательно должен быть в конце всего процесса мастеринга.

Максимизация громкости фонограммы – это приведение значения среднеквадратической громкости фонограммы (RMS) к нужному значению. Значение среднеквадратической громкости или реальной громкости фонограммы для каждого стиля музыки может быть разным. Для джаза это может быть -20 дБ., для танцевальной музыки -6 - 8 дБ., для тяжелого рока это значение составляет примерно -8 – 10 дБ., для классической музыки –   -20 – 25 дБ. и т.д. Это примерные значения, продиктованные личным опытом. У Вас они могут быть другими, но всегда надо соответствовать стилистике фонограммы. Танцевальная музыка должна быть громкой, плотной, насыщенной и ровной по громкости, следовательно, для нее нужны высокие значения RMS. Стилистика джаза или классической музыки предполагает большой динамический диапазон, то есть здесь высокие значения громкости просто недопустимы и т.д. Если вы занимаетесь мастерингом целого альбома, то значение среднеквадратической громкости каждого трека должно быть примерно одинаковым, чтобы не вызвать у слушателя дискомфорт внезапно взорвавшимся громким звуком магнитофоном после тихого произведения.

По идее после всех динамических обработок, которые мы с Вами уже сделали, максимизация громкости может уже и не понадобится. Если фонограмма уже обладает достаточной плотностью, и Вы не хотите ее душить еще одной компрессией, то лучше оставить все как есть. Но если ей все-таки не хватает громкости, драйва, порыва, мощи, то нужно воспользоваться таким прибором звуковой обработки, как максимайзер.

Максимайзер – это лимиттер со встроенным усилением. Поэтому если Вы умеете пользоваться лимиттером, то понять принцип действия максимайзера для вас не составит труда. В Вашем мастеринговом реке уже должно было накопиться достаточно приборов звуковой обработки и если Вы помните, первым прибором, который мы включили в последний слот река был лимиттер. Мы это сделали для того, чтобы наша фонограмма не перегрузилась на выходе из-за обилия обработки и не возникли нелинейные искажения, от которых впоследствии невозможно избавиться. Теперь Вы можете этот лимиттер из последнего слота удалить и включить туда максимайзер.

Какой максимайзер выбрать решайте сами. Сейчас есть огромный выбор множества максимайзеров различных фирм. Это может быть максимайзер из пакета Mastering Edition фирмы Steinberg, Waves L1 Ultramax, хороший максимайзер фирмы T-Racks Classic Clipper и многие другие.

Что же максимайзер делает с нашей фонограммой? На вход этого прибора поступает необработанная фонограмма, которую Вы усиливаете до получения нужной громкости звучания. Звук во время усиления проходит через пиковый лимиттер, который Вы ограничиваете до нужного вам параметра. Я бы рекомендовал вам установить этот параметр в значение -0,3 дБ., так как именно это значение является техническим стандартом для максимального уровня фонограмм. В результате на выходе из максимайзера вы получаете достаточно ровную фонограмму с максимальным уровнем -0,3 дБ. и нужным значением RMS.

Некоторые звукорежиссеры стараются добиться нужного значения среднеквадратической громкости используя несколько последовательно включенных приборов обработки, на каждом усиливая звук по чуть-чуть. Я категорически против такого метода, ведь если того же результата можно добиться с помощью одного процессора, зачем использовать несколько. В мире еще не создано идеальных виртуальных плагинов для обработки и цифровой код, в котором зашифрована Ваша фонограмма, проходя через несколько стадий обработки программными продуктами, накапливает в себе ошибки. Чем больше этих стадий обработки, чем больше плагинов Вы подключите в рек, тем больше ошибок в нем накопится. Проходя через цифро-аналоговый преобразователь цифровой код расшифровывается и превращается в звук, а ошибки распознаются ЦАП как определенные параметры звуковой волны. В результате, чем больше в коде ошибок, тем более мутный, замыленный звук мы получаем на выходе. Поэтому во время мастеринга, да и просто во время обработки звука или сведения, старайтесь не пользоваться обработками, без которых можно обойтись и не обрабатывайте звук несколькими приборами обработки, если можно того же результата добиться с помощью одного прибора.

Итак, после всех стадий мастеринга Вы проанализировали получившийся звук фонограммы и решили, что ей нужна максимизация громкости. Включаем в наш мастеринговый рек максимайзер и готовимся к работе над увеличением громкости. В качестве примера максимайзера я буду использовать один из моих любимых плагинов T-Racks Soft-Clipper.

T-racks soft-clipper

Максимайзер T-Racks Soft-Clipper

Как видите плагин достаточно простой. Давайте разберемся в его настройках:

  • Gain. Это, собственно, усиление. С помощью этого регулятора можно увеличить громкость фонограммы. Индикатор «Gain Reduction» слева от регулятора усиления показывает работу пикового лимиттера, т. е. он показывает на сколько дБ сокращаются пики. Этот же индикатор показывает насколько уменьшается динамический диапазон фонограммы во время работы этого максимайзера.
  • Output. Этой регулировкой Вы ограничиваете максимальный уровень фонограммы. Как я уже говорил выше, желательно этот уровень установить в значение -0,3 дБ., равное техническому стандарту максимального уровня фонограмм. Индикатор «Output Level» справа от регулятора «Output» показывает общий уровень фонограммы после обработки ее максимайзером. Индикатор «Over» показывает наличие перегрузки сигнала. Перегрузка может возникнуть только тогда, когда регулятором «Output» заданы параметры 0 дБ. или выше. Поэтому лучше этот регулятор не доводить до 0 дБ.
  • Slope. Этим регулятором настраивается жесткость и мягкость лимитирования звукового сигнала, что наглядно видно на рисунках в крайних положениях регулятора. Здесь все зависит от Вашего вкуса. Если Вы хотите получить звук помягче, то крутите ручку влево, если пожестче – вправо. Изменения, происходящие в звуке при изменении параметра данной настройки словами обьяснить достаточно сложно, поэтому чтобы лучше понять, что же происходит в звуке во время воспроизведения, установите регулировку в крайнее левое положение, а затем в крайнее правое. Произведенных изменений не заметить невозможно. Хочу сказать только, что не всегда звук стоит делать мягче, бывают случаи, что у фонограмм не хватает резкости, отрывистости. В этом случае данная настройка поможет Вам добиться нужного звука.
  • Bypass. Этот тумблер позволяет в любое время отключить максимайзер, не теряя его настроек, как это бы случилось, если бы вы удалили его из река. Это может быть полезно, чтобы послушать, как изменилось звучание фонограммы после использования максимайзера, и каким оно было до его использования.

В настройках этого максимайзера есть тумблер «Reset», с помощью которого можно сбросить все настройки до настроек по умолчанию, но настроек в этом плагине не так много и обычно им никто не пользуется.

Не исключено, что после использования максимайзера звучание фонограммы станет немного не таким, какое бы Вы хотели слышать. Проблема не в максимайзере. В этом случае нужно тщательно проанализировать фонограмму и понять, что конкретно Вас не устраивает. То ли это какие-то частотные искажения, то ли фонограмма стала слишком плотной, зажатой и ей не хватает «воздуха», то ли фонограмма стала звучать слишком резко. Определив, какие конкретно появились проблемы, нужно вернуться на несколько этапов назад и немного подправить настройки одного или нескольких приборов обработки, а может быть отказаться от использования некоторых приборов. Например, если после максимизации громкости фонограмма стала слишком зажатой, нужно вернуться на стадию работы с компрессором и сделать его параметры более щадящими для фонограммы. Или если фонограмма звучит слишком резко, стоит вернуться к эквалайзеру и посмотреть, что Вы там накрутили. Может быть виноват вовсе не эквалайзер, а эксайтер, который сгенерировал высокочастотные гармоники и их уровень существенно вырос во время обработки максимайзером. В любом случае, даже если Вас все устраивает, Вы должны пройтись по всем приборам, находящимся в мастеринговом реке и провести, так сказать, косметическую проверку: может быть где-то нужно что-то подправить, поджать или наоборот отпустить. Ну а если Вам уж совсем все нравится, Вы ничего не хотите менять и боитесь все только испортить, оставляйте все как есть и сохраняйтесь. Кстати, не забывайте сохранять свои действия на каждом этапе работы с мастерингом, потому что если у Вас вдруг отключат электричество, будет очень обидно начинать все сначала. Еще можно подстраховаться и поставить в настройках программы, в которой Вы работаете, автосохранение каждые 5 или 10 минут. В этом случае даже если вы заработаетесь и забудете обо всем на свете, в случае критической ситуации, вы точно много не потеряете.

В принципе, на этом этапе со всем, что касается обработки звука во время мастеринга, можно закончить. Основную часть мы с Вами сделали, но осталась не менее важная часть процесса. Это косметический мастеринг и подготовка фонограммы к записи на компакт диск. Следующим этапом нашего мастеринга станет косметический мастеринг.

Продолжение

Отправить комментарий

защитный код