ГлавнаяСтатьиАудио → Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 8)
Источник: http://pz-rec.ru/

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 8)

Автор: Илья Бузовир

Продолжение статей:

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 1)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 2)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 3)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 5)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 6)

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 7)

Косметический мастеринг

Косметический мастеринг – это не общепринятое название, но оно лучше всего отражает суть процессов, которые выполняются на этой стадии. В косметический мастеринг входят все те процессы преобразования трека, которые в принципе никак не влияют на его звучание, но придают ему необходимую форму, соответствующую техническим стандартам. Заметьте, я не употребляю так любимое мною слово фонограмма, так как это слово отображает не совсем то, с чем мы будем работать. А работать мы будем именно с треком, с конкретным звуковым файлом, затрагивая как фонограмму, так и паузы, находящиеся перед и после нее. То есть по сути косметический мастеринг трека – это подготовка этого трека к тиражу, будь то сингл или целый альбом.

Давайте теперь разобьем косметический мастеринг на несколько этапов и подробно разберем каждый из них.

Монтаж фонограммы

Вообще монтаж фонограммы выполняется до начала обработки звука, но если Вы случайно обнаружили в фонограмме проблемное место, которое хотели бы вырезать или заменить таким же местом из другого куплета, то на стадии косметического мастеринга это тоже можно проделать. Главное нужно неукоснительно следовать правилам звукового монтажа, а именно:

  • делать разрез только в том месте, где звуковая волна пересекает 0, в противном случае Вам не избежать ненужных щелчков.
  • если Вы делаете разрез в одном месте на возрастании волны, то в другом месте разрез должен быть тоже на возрастании звуковой волны, если в одном месте разрез на убывании – в другом тоже на убывании. Это нужно для того, чтобы в момент склеивания не нарушалась волновая форма сигнала. Если Вы в одном месте сделаете разрез на возрастании волны, в другом на убывании, а потом склеите эти места, то в месте склейки волна, не дойдя до нулевой отметки, развернется и пойдет в другую сторону. На слух это будет восприниматься как щелчок или некий лишний призвук, который Вам совершенно не нужен.
  • склеивать вместе разные фрагменты фонограммы можно только в том случае, если у них примерно одинаковые значения среднеквадратической громкости. Если Вы склеите вместе фрагменты разной громкости, фонограмма уже не будет восприниматься слушателем, как целостная. Исключением из этого правила является только тот случай, если резкий перепад громкости является вашей художественной задумкой.
  • Ну и последнее, при монтаже нужно всегда следить за ритмом музыкального произведения. Разрез нужно делать обязательно между тактами и ни в коем случае не внутри них. Делая монтаж, обязательно прослушивайте место склейки, и не маленький фрагмент, а захватывая десяток тактов до и десяток после склейки. На слух не должно быть слышно никаких затыков и спотыканий в музыкальной фразе, ритм должен быть ровным и четким.

Делая монтаж своей фонограммы помните, что после всех разрезаний и склеиваний, замещений и вставок, на слух фонограмма должна восприниматься как целостное музыкальное произведение, над которым не производилось никаких действий. Монтаж считается сделанным хорошо только в том случае, когда он не заметен на слух.

DC Offset

DC Offset – это смещение по постоянному току. Вы наверняка видели, что иногда звуковая волна не симметрична, а как будто смещена вниз или вверх от нуля. То есть место, где звуковая волна пересекает ноль, находится не в нуле. Это значит, что на какой-то стадии записи или обработки звука в звуковой сигнал был добавлен постоянный ток, из-за чего и произошло смещение. Вообще, наличие DC Offset в фонограмме должно определяться еще на стадии предварительного анализа фонограммы, и устраниться перед обработкой звука, так что если Вы на этапе косметического мастеринга обнаружили постоянную составляющую в своей фонограмме это только Ваша ошибка и нужно поставить себе в голове галочку на этот счет. Помните, что постоянная составляющая может добавиться только в аналоговом тракте звукопередачи, поэтому причину нужно искать именно в нем. Тем не менее, если Вы все же обнаружили эту проблему, то нужно воспользоваться функцией Remove DC Offset, которая находится во вкладке Edit.

Fade In, Fade Out

После того, как Вы прошли стадию обработки фонограммы, необходимо проделать процесс Fade In в начале музыкального произведения и Fade Out в его конце. Эта предосторожность позволит избежать возможных импульсных помех в начале и в конце фонограммы, которые могли возникнуть в результате ее обработки цифровыми процессорами. Fade In и Fade Out – это плавное возрастание звука из тишины в начале фонограммы и плавное убывание звука в тишину в конце. Даже если Вы хотите, чтобы ваша фонограмма резко начиналась или внезапно обрывалась в конце, все равно этот процесс необходимо делать, только время фэйда в данном случае устанавливают очень маленькое, до нескольких миллисекунд. В программе Adobe Audition Fade In и Fade Out можно сделать с помощью функции Envelope, которая находится во в меню Effects и вкладке Amplitude. В программе Wave Lab этого можно достичь проще. Нужно только потянуть за верхние углы окна редактора волновой формы и вы увидите форму и время вашего фэйда. Правый верхний угол отвечает за Fade Out, а левый верхний - за Fade In.

Нормализация

Нормализация фонограммы, как Вы помните, выполняется еще на стадии предварительной подготовки к мастерингу. Однако может случится так, что в результате всех преобразований, максимальный уровень фонограммы остается достаточно низким, и его необходимо увеличить до нужного значения. Я рекомендую Вам устанавливать максимальное значение уровня нормализации, но не 0 дБ., а -0,3 дБ., так как это является техническим стандартом для максимального уровня цифровой фонограммы. Дело в том, что в разных трактах звукопередачи одна и та же фонограмма может вести себя по-разному, и если Вы установите максимальный уровень 0 дБ., то в некоторых трактах звук может оказаться перегружен. Три десятых децибела и являются той самой «подушкой безопасности», которая убережет вашу фонограмму от нежелательных перегрузок.

Добавление пауз

Подготавливая трек к тиражу, нужно обязательно добавлять паузы перед началом и в конце фонограммы. Во-первых, это нужно для того, чтобы фонограмма не начинала звучать резко и неожиданно, чтобы увеличить паузы между треками, и что самое главное, пауза в 300 миллисекунд перед началом трека является техническим стандартом и необходима для разгона лазера CD-проигрывателя. Поэтому в начале трека обязательна пауза не менее 300 мс., а в конце размеры паузы устанавливайте на свое усмотрение, но все-таки лучше ее сделать. Если Вы делаете мастеринг целого альбома, то паузы в каждом треке должны быть равны. Это нужно для того, чтобы продолжительность пауз между треками не различались на слух. Я обычно устанавливаю пузу в треке до начала фонограммы 300 миллисекунд, а после фонограммы – 500 миллисекунд.

Заключение

В этапах косметического мастеринга я описал некоторые стадии, которые уже могут быть выполнены во время обработки звука. Например, от процесса нормализации можно отказаться, так как Вы добились максимального уровня с помощью максимайзера, или DC Offset может быть удалено во время предварительной подготовки к мастерингу. В этой статье процесс мастеринга описан очень подробно, учитывая все возможные ситуации. Но бывают случаи, когда к Вам на мастеринг поступает фонограмма, звук которой вообще не надо менять, можно обойтись только косметическим мастерингом, а может звучание будет настолько идеальным, что Вам вообще нужно будет только сделать Fade In и Fade Out и добавить паузы. Но каким бы ни был процесс мастеринга в Вашем случае, простым или сложным, быстрым или долгим, Вы должны относиться к этому процессу серьезно и ответственно.

Продолжение

Отправить комментарий

защитный код