ГлавнаяСтатьиАудио → Как пиблизить звучание цифровых усилителей к аналоговым
Источник: www.harmonycentral.com

Как пиблизить звучание цифровых усилителей к аналоговым

Следование этим простым инструкциям позволит сделать звучание цифровых усилителей более теплым и живым

Все цифровые усилители в той или иной степени производят так называемые "раздражающие частоты". По какой-то причине разработчики как будто закладывают в них какой-то шепяще-свистящий звук, который является крайне раздражительным. Этот звук может появляться в результате случайной смеси частотных характеристик, музыкального стиля, техники игры на музыкальном инструменте и т.п., когда усилитель влияет на сигнал неверным образом и подчеркивает существующий резонанс. Возможно это происходит по каким-либо другим причинам... Но, так или иначе, этот звук сильно портит богатство цифрового звучания.

Эта статья включает примеры из Avid’s Eleven Rack и Native Instruments’ Guitar Rig 4, но мы постараемся на них не зацикливаться. Почти в каждом гитарном процессоре присутствуют цифровые усилители, ведущие себя таким образом. Причем, возникновение этой проблемы практически непредсказуемо. Один усилитель может выдавать шум только при использовании определенного виртуального микрофона или кабинета, но при этом, тот же виртуальный микрофон или кабинет может прекрасно работать с другим усилителем.

Обычно, если Вы слышите этот шум, вы просто говорите "мне это не нравится" и пробуете другой кабинет, усилитель, микрофон или меняете настройки усилителя. Но Вам не обязательно делать это, если Вы знаете некоторые секреты по устранению этого шума. Все, что Вам понадобится - это один или несколько параметрических (не квази-параметрических) эквалайзеров, хороший слух и немного терпения.

Прежде всего

Перед тем как приступать к удалению шума Вы можете попробовать несколько других приемов. Мощность аналоговых усилителей обычно не превышает 5 кГц из-за физических особенностей кабинетов и динамиков, но у их цифровых аналогов нет физических ограничений. Поэтому даже если цифровой усилитель создан для снижения высоких частот, Вы часто сможете заметить высокочастотные артефакты, особенно если Вы используете усилитель на низких частотах дискретизации (например, 44.1 кГц). Одним из способов получения более приятного звука является увеличение частоты дискретизации усилителя до 88.2 или 96 кГц.

Еще одним приемом является удаление ненужных высоких частот. Многие эквалайзеры имеют фильтры низких частот, ослабляющие сигнал выше определенной частоты. Установите его в районе 5-10 кГц, выкрутив на максимум(установленный на Дб/Оставы; 12 Дб/октавы - хорошо, 24 Дб/октавы - лучше). Подбирайте частоту до тех пор, пока высокочастотное дребезжание не исчезнет.

Также следует подрезать низкие частоты бассов. Аналоговые кабинеты, особенно кабинеты с отсутствующей задней стенкой, ограничены по воспроизведению низких частот.Кроме того, аранжировщики часто выкручивают басс чтобы добиться более плотного звучания. Хороший параметрический эквалайзер, скорее всего, будет иметь фильтр высоких частот. Поскольку самый низкий звук, издаваемый гитарой, чуть ниже 100 Гц, установите частоту фильтра в районе 70 Гц - это должно помочь очистить сигнал.

Удаление шипения

Несмотря на то, что цифровые усилители достаточно точно копируют аналоговые, в процессе записи через аналоговый усилитель нежелательные резонансы обычно сглаживаются микрофоном, его положением, прохождением звука по воздуху и т.д. При прямом подключении гитары к компьютеру все нежелательные частоты попадают в запись.

Данный пример был создан в программе Avid's Eleven Rack с использованием Digidesign Custom Modern amp, 2x12 Black Duo Cab и on-axis Dyn 421 mic. В нем присутствует некоторое шипение. Прислушайтесь, и Вы услышите свистящие высокие частоты, которые вовсе не похожи на живое звучание. Это звук цифрового усилителя. Давайте попробуем от него избавиться:

  1. Убавьте звук на своих мониторах (вслушиваясь в сэмпл Вы могли сильно увеличить громкость).
  2. Запустите параметрический эквалайзер. Установите острый Q (резонанс) и увеличьте gain хотябы до 12 Дб.
  3. Плавно изменяйте параметрическую частоту во время проигрывания файла. Вы найдете частоту, на которой звук станет очень громким и искаженным. Во всяком случее, более громким и искаженным, чем на других частотах. Поставьте на ноль вход на этой частоте.

В данном примере создан острый пик для того, чтобы определить свист. Вы услышите его изменение по спектру и заметите, что он основан на свистящем звуке из первого примера. В данном случае, после плавного изменения параметрической частоты, свист сконцентрируется в районе 7,9 КГц.

Плавно изменяйте параметрическую частоту входного сигнала, уменьшая таким образом нежелательные частоты. Вы сможете добиться звучания подобного этому примеру. Вы будете слышать свист на протяжении первых нескольких секунд, затем он исчезнет на месте снижения пика (см. скриншот ниже). Обратите внимание, что усилитель теперь звучит богаче, теплее, более органично и ровно. Несколько позже фильтр был исключен из петли и выходной сигнал был снова сделан плоским. В этом месте вы услышите возвращение свиста.

Эквалайзер

Метод двойных меток с примерами

В некоторых случаях поиск и удаление вторичной частоты шипения может еще больше улучшить звучание.

В этом примере представлен звук из эмулятора Guitar Rig 4’s AC30. Он звучит неплохо, но несколько резок на высоких частотах. Найдем и удалим ненужные частоты с использованием процедуры, описанной выше. После изменения параметрической частоты свист концентрируется на 9,645 Гц.

Метка на 9,645 Гц убирает свист. Теперь высокие частоты звучат более гладко, но мы еще не закончили. Попробуем найти другие раздражающие частоты.

В этом примере представлен еще один пик, сконцентрированный на 5,046 Гц. Его удаление не улучшает звучание кардинально, но все-таки делает его лучше. Прослушайте этот пример. В нем представлен сэмпл с двумя метками, за которым следует исходный сэмпл. Обратите внимание, что вторая часть кажется более цифровой и менее теплой, причем разница заметна сильно.

На рисунке ниже представлены метки параметрического эквалайзера, использованные выше (использовался Sonitus EQ в программе Cakewalk's Sonar DAW).

eq

Наслаждайтесь новым звучанием.

Отправить комментарий

защитный код