ГлавнаяСтатьиАудио → Основы звукозаписи. Зачем нужен звукорежиссер?
Источник: pz-rec.ru

Основы звукозаписи. Зачем нужен звукорежиссер?

Развитие техники звукозаписи неотвратимо внесло в стереофоническую запись музыки множество новых, доселе неизвестных приемов: кратковременные задержки сигналов прямого звука для имитации первых акустических отражений, искусственные унисоны, фазовращатели, устройства для сдвига частотного спектра и т.д.

Под влиянием широкого распространения звукозаписи (CD, DVD, радио, телевидения) существенно изменялись и эстетические нормы звучания эстрадной и танцевальной музыки. 

Роль звукорежиссера стала здесь даже еще более важной, чем при записи симфонической музыки. В этом случае он полностью распоряжается акустическим и стереофоническим решением. И это определило свою специфику записи, обобщённую структурную схему процесса которую можно увидеть на схеме. Запись музыки - схема

Технологический процесс этот весьма сложен, разделен на ряд последовательных операций с расчленением музыкальных компонентов. В настоящее время подавляющее большинство записей легкой музыки выполняется сначала монофоническим способом, а затем уже на окончательном этапе подготовки фонограммы звукорежиссер формирует с помощью микшерного пульта стереофонический звуковой образ программы. Ниже приведены этапы технологического процесса записи музыки:

  1. Ознакомление с содержанием музыкального произведения.
  2. Ознакомление с особенностями намеченных исполнителей произведения.
  3. Определение очерёдности записи отдельных частей произведения, эпизодов.
  4. Выбор акустической обстановки для всего произведения или для отдельных его частей.
  5. Выбор количества и типов микрофонов.
  6. Определение ориентировочного расположения исполнителей и микрофонов.
  7. Определение технических средств обработки сигнала.
  8. Подготовка всей аппаратуры к записи.
  9. Проведение репетиций записи.
  10. Уточнение творческих и технических решений на основании репетиций.
  11. Проведение записи.
  12. Контрольное прослушивание.
  13. Монтаж и оформление готовых фонограмм.
  14. Сдача фонограмм.

Звучание эстрадной и джазовой музыки через стереофоническую аппаратуру, искусственно созданное звукорежиссером, хорошо понимающим эстетику и специфику данного жанра, производит более сильное впечатление, чем натуральное звучание. Поэтому главная творческая задача звукорежиссера - «услышать» партитуру до записи в том эффектном звучании, которое можно (имея хороших музыкантов) создать во время сведения.

Если послушать последние записи эстрадной музыки, то, как нигде в других жанрах буквально прощупывается музыкальная ткань, фактура, слышно каждую группу инструментов. Это стало возможным благодаря использованию технологии многоканальной записи. Суть многоканальной записи заключается в том, что на разные дорожки одновременно или последовательно записывают звуковые компоненты программы, разделив ансамбль на группы или даже отдельные инструменты. Прослушивая запись первого исполнителя в головных телефонах, другой музыкант исполняет свою партию, которая и записывается на свободную дорожку. К этим записям, разумеется, синхронно дописываются другие исполнители и т.д. 

Практически это делается так: сначала записывают ритмическую группу ансамбля - ударные. Это фундамент и первый этаж музыки. Потом очередь труб, тромбонов, деревянных, электрогитар, струнных инструментов. Запись ведется объективно, то есть без всяких художественно-технических воздействий и может быть одновременной для всего ансамбля или разнесенной по времени, когда музыканты записываются в любое удобное время. Записываясь по отдельности, музыканты меньше зависят друг от друга - это уменьшает количество ошибок, упрощает план работы и, что весьма существенно, удешевляет запись. Однако технология последовательной многоканальной звукозаписи имеет один очень существенный недостаток. Из-за того, что музыканты играют по отдельности, теряется общность коллектива, его эмоциональная составляющая, которая присутствует только тогда, когда музыканты играют вместе и имеют зрительный и эмоциональный контакт между собой. 

Отсутствие этого факта очень сильно отражается на игре музыкантов и, соответственно, на музыке.

Система записи эстрадной музыки определяется близко расположенными микрофонами, звукоизоляцией инструментов друг от друга, возможностью неоднократных наложений и на последнем этапе при сведении - искусственного выделения отдельных инструментов или вокалистов. 

Наложение - это запись на свободную дорожку отдельных инструментов или голосов в дополнение к основной записи. Оно позволяет, например, не задерживая оркестр, проводить многократную запись солиста, добиваясь наилучшего исполнения. Или же, допустим, одному скрипачу играть концерт Баха для двух скрипок. Певцу петь хором самому с собой. Убирать из записи отдельные голоса и инструменты, заменяя их через большой промежуток времени другими и т.д.

Так постепенно, этаж за этажом, поднимается здание музыки. В нем этажей ровно столько, сколько дорожек записано. В наше время, с использованием компьютерных технологий количество записываемых каналов может быть бесконечно.

После записи отдельных компонентов музыкальной программы и наложения звукорежиссер сводит (перезаписывает) всю фонограмму в моно или стерео вариант. Если на записи внимание звукорежиссера всецело было поглощено контролем музыкального исполнения и регулированием уровней громкости, то при перезаписи он приступает к операциям микширования и обработки. При этом, естественно, не требуется присутствие исполнителей, освобождается студия звукозаписи, а сам процесс обработки можно вести до тех пор, пока не будут достигнуты наилучшие художественные и технические результаты.

Оставаясь один на один с многоканальной фонограммой, микшерным пультом и компьютером или многодорожечным магнитофоном, звукорежиссер начинает работать со звуком. Это, пожалуй, самый ответственный творческий момент подготовки будущей композиции. Именно благодаря сведению существенно расширились художественные возможности создания фонограмм легкой музыки.

При перезаписи новые электронные средства обработки дают возможность создать очень эффектное звучание программы, впечатление движения солирующего инструмента в глубину пространства, обогащать звучание рядом оттенков, эффектов и трюков, таких как эхо, дробление затухающего звука, наслоение гармонии одна на другую и т. п.

Многие композиторы, хорошо знающие возможности современной техники, работая над музыкой для записи, вносят в палитру новые музыкальные элементы. У композитора теперь больше возможностей, ему не надо беспокоиться о том, чтобы слабый голос скрипки не утонул в аккордах меди. 

В полном соответствии с партитурой звукорежиссер создает звуковую «мизансцену». Он может на время вытянуть скрипку на первый план, а трубы с барабаном уведет на второй и третий тому подобное...

Процесс записи эстрадной, танцевальной, альтернативной и прочей современной популярной музыки, включая некоторые направления джаза, даже по концепции кардинально отличается от записи музыки классической. 

Дело в том, что большинство музыкальных инструментов, которые мы слышим на этих записях, не имеют собственного акустического звучания. И различия тембров, например, электрогитар и синтезаторов определяются не только способом звукоизвлечения, но и расположением, схемой подключения и электрическими параметрами различных датчиков, усилителей и генераторов.

Поэтому представления о том, как должен звучать тот или иной музыкальный инструмент, в отличие от классической музыки, в достаточной мере размыты. То, как они будут звучать, больше зависит от выбранной звуковой концепции, стиля, характера исполнения, используемых эффектов. Также и вокальные партии на записях популярной музыки отнюдь не всегда звучат так, какими их можно услышать при «живом» исполнении.

Звукорежиссеру здесь предоставлена большая свобода для полнокровного участия в процессе зарождения звука. Его задача, используя все доступные акустические и электронные средства, создать законченный музыкальный образ произведения. И цель более похожа на синтез конечного продукта, нежели на адекватную передачу безупречной исполнительской интерпретации.

Никакими техническими средствами нельзя заставить грустную мелодию звучать весело. Можно сделать так, чтобы нам казалось, что она звучит чуть-чуть веселее, но не более! Чтобы музыка звучала весело, надо менять её фактуру, инструментальный состав. Часто именно аранжировщик записывает и микширует на компьютере первый «электронный» вариант песни, в котором синтезированные инструменты исполняют то, что потом будут играть «живые». А чисто синтезаторные партии, сыгранные на более простых, чем будут в окончательном балансе, синтезаторах. Цель этого этапа - получить конкретные нотные партии для музыкантов, а также файлы с нотной информацией для музыкальных компьютеров. Кроме того, аранжировщик, иногда вместе со звукорежиссером, записывает этот компьютерный вариант на отдельный носитель в виде пробной записи. Именно эту пробную запись будут слышать музыканты в качестве ритмической, а, может быть, и эмоциональной основы во время записи своего исполнения. 

Существует также отдельная группа инструментов, вовсе не имеющая акустического звучания. Это, конечно, синтезаторы. Несмотря на всё разнообразие существующих синтезаторов, многие из них для создания звуков опираются всего на несколько методов синтеза или на их комбинации: аддитивный, субтрактивный, FM-синтез и сэмплинг.

Аддитивный синтез близок по своей концепции к истинному значению слова синтез. Синтезатор, издающий звуки этим методом, использует несколько генераторов гармоник и шумов и с помощью смешения их сигналов в определенных соотношениях получает требуемый тембр. На этом принципе работает большинство электроорганов.

Субтрактивный метод, наоборот, основан на выделении требуемых составляющих звука из непрерывного шумового спектра с помощью различных фильтров. В принципе, синтез с помощью резонансных фильтров (например, в инструментах фирмы «Akai») можно представить как частный случай субтрактивного синтеза. 

Суть FM-синтеза в том, что сигнал одного генератора модулирует частоту сигнала другого генератора. Алгоритмы соединения модулирующих генераторов с модулируемыми определяют звучание инструмента наряду с формами, амплитудами и огибающими модулирующих сигналов. Однако есть метод синтеза звука, который по натуральности подражания «живым» инструментам и своей универсальности превосходит все вышеперечисленные методы. Он называется сэмплинг. В память сэмплера (инструмента, использующего этот метод) в цифровой форме записывается звук с внешнего источника, то есть микрофона, другого синтезатора и т.д., который потом редактируется и приводится в форму, удобную для последующего воспроизведения. Например, «игры» этим звуком. Возможности встроенных инструментов редактирования в сэмплерах достаточно обширны. Они позволяют «играть» частотной характеристикой звука, его высотой, временем воспроизведения, амплитудной огибающей, пускать звук «в обратную сторону», менять порядок следования его составляющих, например, превратить атаку звука в его затухание и т.п.

В инструментах, использующих метод сэмплинга, но не имеющих возможности записи внешнего звука (все встроенные звуки хранятся в постоянной памяти), таких, как популярные Е-mu PROteus или KORG Wavestation, звук делится на несколько фрагментов, которые записаны по отдельности. И в процессе синтеза различные фрагменты, возможно, даже разных «реальных» звуков комбинируются между собой в нужной последовательности. Это позволяет создать больше различных тембров, сэкономив при этом на объёме оперативной памяти (чем больше звуков может синтезировать инструмент, тем больший, в конечном счете требуется объем памяти). Музыкантам не приходится часто самим создавать новые звуки, так как существует огромное количество сэмплерных библиотек. Среди них есть специальные наборы сэмплов для музыки определенного стиля, сыгранные на различных инструментах ритмические риффы и квадраты для создания танцевальной музыки (так называемые «лупы», от английского LOOP).

Нередко сэмплируются целые партии, сыгранные на синтезаторах. Так работают многие современные группы и исполнители. Например, при создании ремиксов старых записей группы «Машина времени» использовалось сэмплирование вокала. Стоит отметить еще один тип синтезаторов, который имеет большое будущее, но пока не столь часто применяется на записях. Это синтезаторы, основанные на принципе виртуального акустического моделирования, такие как KORG Prophecy и Yamaha VL-7. Такой синтезатор создает звук с помощью математических моделей источника звука, резонаторов и т.д. Математическая модель, просчитанная компьютером синтезатора, обретает реальную форму в виде цифрового звука. Таким способом можно создавать очень натуральные по звучанию, но даже не существующие в природе музыкальные инструменты.

Многоканальная технология позволяет записывать множество вариантов исполнения, количество которых ограничено только числом свободных дорожек на многоканальном магнитофоне или доступными ресурсами компьютерной памяти. Звукорежиссер, таким образом, может уже после записи, на этапе монтажа объективно выбирать самое хорошее исполнение или комбинировать лучшие фрагменты из разных вариантов в целостную музыкальную партию. Так же благодаря многоканальной технологии, звукорежиссер может заставить даже слабый вокал пробиваться через очень насыщенную фонограмму. При этом несильно поднимая его по уровню в сравнении с музыкой. Делается это с помощью так называемой технологии «double track» или, другими словами, дублирования партий. После записи основного вокала певец записывает в унисон с ним. На этапе сведения звукорежиссер, подмешивая «double track» к главной партии, может повышать среднюю мощность сигнала, не используя заметного на слух эффекта компрессии. К тому же «double track» воспринимается более естественно и музыкально. 

Что касается самих многоканальных магнитофонов, то они бывают прежде всего аналоговые и цифровые. Как ни странно при выборе формата записи рок- и поп- музыканты гораздо консервативнее музыкантов классических. Рок- и поп- музыканты готовы мириться с повышением уровня шумов при перезаписи аналоговым способом - с дорожки на дорожку - во время монтажа, жертвуя таким образом удобством работы в угоду «теплоте» аналогового звука. Однако распространение современных модульных цифровых записывающих устройств и рабочих станций несколько меняет ситуацию. Благодаря таким аппаратам, как Alesis ADAT, Tascam DA-88, E-mu Darwin, Digidesign Pro Tools, у менее состоятельных студий появилась возможность делать записи более высокого уровня качества.

Таким образом многие этапы записи современной музыки, бывшие когда-то привилегией крупных студий, постепенно перемещаются в коммерческие project-cтудии и домашние студии музыкантов. Нередко, скажем, вокал записывается в одной студии, инструментал - в другой, а сведение происходит в третьей. Трудно оценить, насколько, плохо или хорошо это сказывается на записях. Впрочем, подобная технология дает возможность продюсерам экономить деньги, а музыкантам выбирать на каждом этапе студию, которая лучше всего подходит для работы.

Достижения современной техники дают в руки звукорежиссеру очень мощные инструменты. С ростом возможностей возрастает и ответственность за каждый конкретный прием, за любую обработку, стоящую на пути звука.

 

 

 

 

 

 

Отправить комментарий

защитный код